Официальный дистрибьютор HOUGHTON • 8 (800) 333 66 50 бесплатный звонок по РоссииФакториал
+7(812) 325-62-34многоканальныйНаши филиалы

Выбор антифризов

Антифриз является одной из важнейших сервисных жидкостей автомобиля, неправильный выбор которого может привести к неблагоприятным последствиям, вплоть до выхода из строя двигателя. Основная функция охлаждающих жидкостей заключается в отводе тепла от двигателя. В процессе работы она может нагреваться выше 100°C, поэтому должна иметь высокую температуру кипения и низкий коэффициент объемного расширения. А в зимнее время очень важным свойством становится низкая температура кристаллизации. Кроме этого для эффективной работы системы охлаждения, антифриз должен иметь высокую теплоемкость и теплопроводность.

Среди жидкостей удовлетворяющих этим требованиям наиболее широкое распространение получили продукты на основе смеси этиленгликоля с водой. При различных соотношениях этих компонентов можно получить растворы с температурой кристаллизации от 0 до -76°С. Однако у этой базовой основы есть существенный недостаток – водный раствор этиленгликоля вызывает коррозию металлических (алюминиевых, медных, стальных …) деталей системы охлаждения. Для того чтобы свести к минимуму эти неблагоприятные процессы в рецептуре антифризов дополнительно используют пакет антикоррозионных присадок. Именно они и определяют эксплуатационные свойства всех охлаждающих жидкостей.

В зависимости от типа ингибиторов коррозии антифризы можно разбить на четыре группы:

  • неорганические
  • гибридные
  • карбоксилатные
  • лобридные

Неорганические технологии (Inorganic Additive Technology (IAT))

В качестве ингибиторов коррозии в этих антифризах применяют соли неорганических кислот (силикаты, фосфаты, бораты, молибдаты, нитриты, …), тип которых может сильно варьироваться в зависимости от производителя. Так, европейские производители предпочитают не использовать в своих рецептурах фосфаты, поскольку при применении жесткой воды образуются нерастворимые фосфаты кальция и магния, что приводит к отложениям в системе охлаждения. Кроме этого, например, Volkswagen считает, что фосфаты могут вызвать разрушение уплотнений водяного насоса и привести к коррозии алюминиевого радиатора. Японские производители, наоборот, предпочитают антифризы с высоким содержанием фосфатов и низкой концентрацией боратов, мотивируя тем, что фосфаты работают лучше, а в случае несвоевременной замены бораты могут вызвать «боратную коррозию» деталей системы охлаждения. Водопроводная вода в Северной Америке более мягкая, чем европейская, поэтому применение ингибиторов коррозии на основе фосфатов считается вполне возможным.

В независимости от используемого типа неорганических ингибиторов коррозии механизм действия этик присадок очень схож и заключается в создании защитного слоя на поверхности деталей системы охлаждения. Недостатком этой технологии является достаточно быстрое срабатывание неорганических ингибиторов. Поскольку пакеты присадок четко сбалансированы, то в случае нарушения композиции за счет быстрого расхода одного из компонентов, защитные свойства охлаждающей жидкости резко ухудшаются. Кроме этого, применяемые соли, выполнив свою функцию, оседают на стенках внутренних полостей системы охлаждения. Это приводит к ухудшению теплоотвода и пропускной способности каналов. Единственным решением в данном случае является частая замена антифриза.

Однако главным недостатком охлаждающих жидкостей этого типа является неспособность защищать алюминий при высоких температурах и высоких тепловых потоках. Поскольку в современном автомобилестроении в качестве конструкционного материала все чаще используется именно этот металл, основная масса автопроизводителей отказалась от использования таких антифризов в своих автомобилях.

Технология органических кислот (Organic Acid Technology (OAT))

В настоящее время большое распространение получили антифризы на основе карбоксилатных технологий, где в качестве ингибиторов коррозии выступают композиции солей карбоновых кислот (себацинат (Toyota и Honda), 2-этилгексанат и другие). В наименованиях или описаниях таких антифризов можно встретить следующие абривиатуры:

Обозначение

Расшифровка

OAT

Organic Acid Technology

Технологии органических кислот

LLC

Long Life Coolant

Длительного срока службы

XLC

Extended Life Coolant

С продленным сроком службы

SNF

Silicate Nitrite Free

Без содержание силикатов и нитритов

SF

Silicate Free

Без содержание силикатов

G12

TL774D/F, VW code G12

На основе этиленгликоля и карбоксилатов – спецификации TL774D/F, VW код G-12

G12+

TL774D/F, VW code G12+

На основе этиленгликоля и карбоксилатов – спецификации TL774D/F, VW код G-12+

В отличие от традиционных, ингибиторы нового поколения действуют только в местах возникновения очагов коррозии, и расходуются очень медленно, что обеспечивает их длительный срок службы (250 тыс.км для легковых автомобилей, до 500 тыс.км для грузовых и до 6 лет для стационарных двигателей). Кроме этого, благодаря «адресной» защите, антифризы этого типа намного лучше снижают воздействие кавитации и позволяют увеличить срок эксплуатации водяного насоса.

Карбоксилатные антифризы, в силу своей химической природы, не образуют засоров и отложений в процессе всего периода эксплуатации и что наиболее важно наилучшим образом защищают алюминий и его сплавы.

Гибридная технология (Hybrid OAT (HOAT))

Гибридная технология представляет собой сочетание карбоксилатной и традиционной. В состав таких антифризов входят как соли карбоновых кислот, так и неорганические присадки. Европейские производители (например, VW) предпочитают использовать силикаты, японские – фосфаты (Toyota).

Эти охлаждающие жидкости обладают превосходными эксплуатационными характеристиками, хотя и имеют меньший срок службы (до 3 лет) в сравнении с карбоксилатными антифризами.

Лобридная технология (Lobrid, SOAT)

Это антифризы последнего поколения представляют собой инновационное сочетание органических ингибиторов и обладающих высокой реакционной способностью соединений кремния. В отличие от гибридных антифризов эти охлаждающие жидкости содержат небольшое количество силикатов (благодаря чему образуется очень тонкая антикоррозионная пленка (нанопленка)) и обеспечивают превосходную защиту от коррозии в течение длительного времени.

 

Рекомендуем при выборе обращаться к техническим рекомендациям производителей техники.