Официальный дистрибьютор HOUGHTON • 8 (800) 333 66 50 бесплатный звонок по РоссииФакториал
+7(812) 325-62-34многоканальныйНаши филиалы

Выбор пластичных смазок

Пластичные смазки принципиально отличаются от масел и представляют собой трехкомпонентную систему, состоящую из базового масла, загустителя и присадок. Тип базового масла – минеральное, полусинтетическое, синтетическое – во многом определяет температурный диапазон и срок службы продукта. Синтетические продукты работоспособны при более низких температурах, обладают более высокой окислительной стабильностью, что обеспечивает их длительный срок службы и возможность применения в условиях высоких температур. 

Пластичные смазки: влияние загустителя на характеристики смазки

ТИП
ЗАГУСТИТЕЛЯ

РАБОЧИЕ
ТЕМПЕРАТУРЫ, °C

ТЕМПЕРАТУРА
КАПЛЕПАДЕНИЯ, °C

ВОДОСТОЙКОСТЬ
СМАЗКИ

Ca

-30

+50

80 – 100

Отличная

Na

-30

+110

150 – 170

Плохая

Li

-30

+130

170 – 200

Очень хорошая

 Li-комплекс

-30

+150

Около 240

Хорошая

Ca сульфонат – комплекс

-30

+220

Около 315

Превосходная

Бентонит

-20

+200

Не определяется

Хорошая

Большое значение при выборе смазки имеет вязкость базового масла. Чем выше нагрузки и ниже скорости, тем выше должна быть вязкость масла. И наоборот: для высокоскоростных и малонагруженных подшипников используются продукты на основе маловязких масел.

Пластичные смазки: кодировка базовой основы – DIN 51 852

КОД

СИНТЕТИЧЕСКИЕ БАЗОВЫЕ МАСЛА

Е

Полиэфирное базовое масло

FK

Фторуглеводородное базовое масло

НС

Синтетическое углеводородное базовое масло

РН

Базовое масло на основе эфиров фосфорной кислоты

PG

Полигликолевое базовое масло

SI

Силиконовое базовое масло

X

Другие типы базовых масел

Е

Полиэфирное базовое масло

Загуститель образует решетчатый волокнистый каркас, свободное пространство которого заполнено базовым маслом, подобно тому, как вода заполняет поры губки. Благодаря своему удивительному строению, смазки обладают уникальным свойством – тиксотропией – способностью восстанавливать структуру, разрушенную механическим воздействием. Тиксотропия проявляется в момент смазывания. В движении смазка разжижается и смазывает поверхности, после снятия нагрузки – густеет и остается в зоне трения.
Тип загустителя влияет на эксплуатационные свойства пластичной смазки. Например, смазки на основе литиевого комплекса или полимочевины работоспособны при более высоких температурах, чем продукты на основе литиевого мыла. Кальциевые загустители придают смазкам очень высокую водостойкость. Тефлон делает смазку устойчивой к агрессивным средам. Структура загустителя также определяет консистенцию и механическую стабильность смазки.

Пластичные смазки: совместимость по загустителю

СОВМЕСТИМОСТЬ ЗАГУСТИТЕЛЕЙ

Литий

Литий 
комп-лекс

Литий /Каль-ций

Каль-ций

Каль- ций 
суль- фонат комп-лекс

Каль- ций комп- лекс

Алюми- ний комп-лекс

Поли-моче-вина

Бенто-нит

Литий

С

С

С

С

С

Ч

Н

Н

Н

Литий комплекс

С

С

С

С

С

С

Н

Ч

Н

Литий / Кальций

С

С

С

С

С

Ч

Н

Ч

Н

Кальций

С

С

С

С

С

Ч

Н

Н

Н

Кальций сульфонат комплекс

С

С

С

С

С

Ч

Н

Н

Н

Кальций комплекс

Ч

С

Ч

Ч

Ч

С

Н

Ч

Н

Алюминий комплекс

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

 Н

Полимочевина

Н

Ч

Ч

Н

Ч

Ч

Н

С

Н

Бентонит

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

 

С – совместим; Н – несовместим; Ч – частично совместим

 

Консистенция смазки – условная мера механической прочности, твердости. Выражается в номерах или степенях консистенции по системе NLGI, которые устанавливаются по пенетрации.

Пенетрация смазки – это мера измерения консистенции смазки, т.е. степени ее «густоты». Пенетрация измеряется специальным тестом, в котором в емкость со смазкой, опускают специальный конус из металла и фиксируют глубину проникновения конуса в смазку. Чем более жидкой является смазка, тем глубже проникает конус, и тем выше пенетрация смазки. Единица измерения пенетрации –  0,1 мм. В зависимости от пенетрации смазке присваивают класс NLGI: от 000 – очень жидкая смазка  до 6 – особо твердая смазка. Для подшипников качения используют смазки с классом 1,2,3. Класс NLGI, как правило, указывается в наименовании смазки.

Пластичные смазки: классификация NLGI (Национальный институт пластичных смазок США)

КЛАСС
NLGI

ПЕНЕТРАЦИЯ
единица = 0,1 мм

КОНСИСТЕНЦИЯ
СМАЗКИ

ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ

000

445-475

очень жидкая

закрытые зубчатые передачи

00

400-430

жидкая

закрытые зубчатые передачи

0

355-385

полужидкая

централизованные системы смазки

1

310-340

очень мягкая

централизованные системы смазки

2

265-295

мягкая

шар/рол подшипники

3

220-250

довольно мягкая

высокоскоростные подшипники

4

175-205

полутвердая

высокоскоростные подшипники

5

130-160

твердая

открытые зубчатые передачи

6

85-115

очень твердая

открытые зубчатые передачи

Присадки в рецептурах пластичных смазок в зависимости от назначения могут быть различного типа действия: антикоррозионные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные присадки, а также твердые смазочные вещества – графит, дисульфид молибдена.

Пластичные смазки: кодировка характеристик – DIN 51 852

КОД

ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ
РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ

СТОЙКОСТЬ
К ВЫМЫВАНИЮ ВОДОЙ

С

+ 60°С

0 или 1 при 40°С

D

+ 60°С

2 или 3 при 40°С

Е

+ 80°С

0 или 1 при 40°С

F

+ 80°С

2 или 3 при 40°С

G

+ 100°С

0 или 1 при 90°С

Н

+ 100°С

2 или 3 при 90°С

К

+ 120°С

0 или 1 при 90°С

М

+ 120°С

2 или 3 при 90°С

N

+ 140°С

Нет требований

Р

+ 160°С

Нет требований

R

+ 180°С

Нет требований

S

+ 200°С

Нет требований

T

+ 220°С

Нет требований

U

выше + 220°С

Нет требований

Выбор наиболее подходящей пластичной смазки осуществляется на основе главных характеристик продукта и требований по применению:

  • вязкость базового масла – определяется исходя из скорости, диаметра и типа смазываемых деталей
  • тип загустителя – определяется диапазоном температуры эксплуатации: максимальная и минимальная
  • класс консистенции –  определяется в зависимости от особенностей применения и подачи смазки
  • тип присадок – определяется в зависимости от типа и характера нагрузок