Официальный дистрибьютор HOUGHTON • 8 (800) 333 66 50 бесплатный звонок по РоссииФакториал
+7(812) 325-62-34многоканальныйНаши филиалы

Выбор редукторных масел

Для специалиста не секрет, что срок наступления ремонта оборудования часто определяется ресурсом зубчатых передач, входящих в его состав.  В свою очередь, срок службы передачи  напрямую связан с используемым смазочным материалом.

Вернее было бы сказать, что смазочный материал является жидким узлом, входящим в состав агрегата. Пленка масла разделяет движущиеся детали, обеспечивая снижение трения и уменьшение изнашивания. Эта же  постоянно возобновляемая пленка масла объединяет все детали и служит охладителем, что особенно важно для закрытых передач. Ну и, естественно, масло защищает, точнее, должно защищать металлические поверхности, сводя к минимуму коррозию.  Как составной узел, смазочный материал эволюционирует вместе с редуктором. За последние пятьдесят лет редукторы уменьшились по массе в более чем в три раза (при той же выходной мощности). Более компактные размеры оборудования привели к уменьшению объема масла и, соответственно, к росту его температуры, а с увеличением кратности циркуляции  масла стало меньше времени для его охлаждения, оседания пены, выделения осадков и отделения воды. Увеличение нагрузок на шестерни не обязательно приводит к увеличению контактных давлений по поверхности зуба, т.к. вместе с уменьшением габаритов за эти же годы изменялась точность изготовления деталей, а, зачастую, изменялась сама геометрия  зацепления.  Тем не менее, важно точно выбрать смазочный материал с удовлетворительными реологическими свойствами для работы без проблем во всем диапазоне рабочих температур - от запуска при низких, до обеспечения хорошего смазывания при высоких.

Руководствоваться в выборе масла следует, в первую очередь, рекомендациями производителя оборудования, если таковые имеются. Несколько сложнее сделать такой выбор самостоятельно, т.к. нужно учитывать ряд факторов: тип передачи, скорости, материалы, из которых изготовлены зубчатые колеса и тип обработки поверхностей, рабочие температуры, нагрузочные характеристики и условия эксплуатации. Вязкость масла, определяющая его нагрузочную (несущую) способность, в значительной степени зависит от индекса вязкости, чем он выше, тем лучше смазочный материал обеспечивает оптимальные режимы при изменяющихся  рабочих  температурах.

Кроме того, в высоконагруженных роликовых подшипниках и некоторых видах зубчатых передач, где контактное давление составляет порядка 30000 бар, масло по масляному клину перемещается («выдавливается») в пятно контакта. С повышением давления вязкость масла увеличивается, вследствие чего увеличивается его несущая способность - возникает эластогидродинамическое смазывание. В зацеплении с другой геометрией, работающем с большими нагрузками и на малых скоростях проявляется режим граничного смазывания, где пленка смазочного материала очень тонка и имеет место значительный контакт между металлическими поверхностями. В этом случае защита обеспечивается за счет присутствующих в масле противозадирных присадок. Их количество в пакете присадок строго сбалансировано, т.к. в высокой концентрации в отдельных случаях такие присадки могут вызывать поражение деталей из цветных металлов, входящих в состав редуктора. При повышении температуры масла в объеме и, особенно резкое, в пятнах контакта значительную роль играет его способность сопротивляться окислению. И, наконец, немаловажны поверхностные свойства масла, определяющие его способность быстро гасить пену и отделять воду. Все вышеперечисленное, собственно, должен учитывать производитель при разработке редукторного масла.

С этими задачами справилась фирма Shell, выпустившая в 1973 году новое масло под торговой маркой Omala, отличающееся от своих предшественников отсутствием свинца в своем составе. Это минеральное масло высшего качества постоянно совершенствуется (по настоящий день), что позволяет ему быть лидером на рынке промышленных масел для зубчатых передач на протяжении уже более 30 лет. Этот продукт гарантирует защиту от коррозии, окисления и сверхвысоких давлений/нагрузок, обладает очищающими, смазочными и консервирующими свойствами (не в ущерб экологии) в соответствии с международными стандартами. Масло Shell Omala одобрено, рекомендовано или включено в списки более чем 120 производителями оборудования, включая ведущие компании в области машиностроения, такие как Bonfiglioli Riduttori, Cincinnati Lamb, David Brown, FAG, Flender, Lenze AG, SEW Eurodrive, Sumitomo Heavy Ind, Wartsila. Продукт под торговой маркой Omala производится по всему миру на предприятиях Shell в соответствии с одинаковыми стандартами, отвечающим высоким требованиям: DIN 51517-3, AGMA 9005-E02, ISO 12915-1 CKD, US Steel 224.  Масло Shell Omala имеет увеличенный срок службы благодаря высокой стойкости к окислению. Увеличение вязкости (из-за окисления) данного продукта происходит в два раза медленнее, чем допускается вышеуказанными стандартами. В любых условиях эксплуатации подтверждается высокая несущая способность пленки масла на поверхности зубьев передачи, предотвращающая их задиры и износы. Защитные свойства масла также многократно продлевают ресурс подшипников качения опор. В процессе эксплуатации в редукторное масло может попадать вода, иногда даже в значительных количествах. Причиной тому может быть конденсация или напрямую через вентиляционное отверстие, что гораздо хуже, т.к. вода с солями гораздо охотнее образует эмульсию, чем конденсат. Масло Shell Omala не забивает фильтры даже при обводнении и проявляет отличную водоотделяющую способность – за время  вдвое меньшее, чем предписывается стандартом. Кроме того, Shell Omala значительно превосходит промышленные требования относительно антипенных свойств – даже при наличии цементной пыли. И, последнее в перечне свойств, но не последнее по важности – это совместимость с уплотнениями. Новая формула масла Shell Omala, отвечая самым жестким требованиям производителей оборудования (SEW, Lenze, David Brown), демонстрирует самую низкую в классе подобных продуктов степень отвердения уплотнения.

В семействе масел Shell Omala отдельно существует модификация под индексом F, что означает соответствие ее специальным требованиям Flender AG по микропиттингу. Это редукторное масло на основе высокоиндексных минеральных масел и специальных серу- и фосфор-содержащих противозадирных присадок обладает исключительной несущей способностью и повышенной стойкостью против микропиттинга в тяжелонагруженных зубчатых передачах.

И, наконец, на вершине семейства стоит полностью синтетическое - на основе поли-альфа-олефинов (ПАО) - масло для промышленных зубчатых передач Shell Omala S4 GX, не только объединяющее в себе достоинства вышеперечисленных продуктов, но и имеющее ряд преимуществ с лихвой оправдывающих его цену. Во-первых, продукт имеет увеличенный срок службы за счет повышенной стойкости к окислению – в зависимости от условий эксплуатации Omala S4 GX работает от 4 до 30 раз дольше, чем минеральное масло. И демонстрирует уникальные показатели в испытании SKF с применением горячих (120°С) роликов.  Во-вторых, в условиях низкой скорости и высокого крутящего момента Omala S4 GX обеспечивает втрое меньшие износы, чем минеральное масло и обладает высоким сопротивлением микропиттингу. И, наконец, самое главное – масло на синтетической основе обеспечивает повышенную эффективность использования энергии за счет низкого коэффициента трения. В цилиндрической зубчатой передаче Omala S4 GX сокращает потерю мощности на 15% по сравнению с минеральными маслами. Как пример, по подсчетам американских специалистов, замена «минералки» на «синтетику» в редукторе Hansen (320 кВт) на  транспортере  перегружающей установки дает экономию электроэнергии на сумму от 2,2 до 5,8 тыс. долларов в год (при условии, что редуктор работает 24 часа 7 дней в неделю). Кстати, такая замена технически не вызывает никаких затруднений, благодаря полной совместимости масел – минеральных и ПАО.

Аналогичными свойствами обладает полностью синтетическое полигликолевое (ПАГ) масло Shell Omala S4 WE для червячных зубчатых передач. В частности, Tivela Omala S4 WE обеспечивает срок службы более 20 тыс.часов (или 4 года) при рабочих температурах масла до 80°С. Кстати, эффективность использования энергии за счет низкого коэффициента трения означает также снижение рабочей температуры редуктора, что способствует увеличению срока службы масла.  Tivela S гарантирует отличную защиту от задиров в паре «сталь-сталь» и высокие противоизносные характеристики в паре «сталь-бронза». На сегодняшний день масло Shell Omala S4 WE рекомендовано или включено в списки более чем 50 производителями оборудования, включая перечисленные выше ведущие компании в области общего машиностроения.